Новость

Зерновой рынок защитят от незаконных схем

По просьбе Контрольного управления ФНС России Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми публикует информацию о проведении масштабного отраслевого проекта по обелению зернового рынка от незаконных схем возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), которые наносят ущерб бюджету Российской Федерации в размерах, превышающих 65 млрд. рублей в год. Суть схемы заключается в следующем.

В целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса и рынка выращивания зерновых культур налоговое законодательство позволяет сельскохозяйственным производителям при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности выбирать специальный режим налогообложения (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН; упрощенную систему налогообложения - УСН), отменяющий в том числе и уплату НДС. Но так как при закупках заводами – переработчиками и экспортерами зерновых и масличных культур напрямую у сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, оснований для вычета и последующего возмещения НДС у покупателей не возникает, на рынке появились поставщики – посредники, формально независимые от покупателей, состоящие из фирм – «однодневок» («площадки»). Такие фирмы обеспечивают документально сформированный налоговый вычет.

Задача указанных групп недобросовестных посредников («площадок») заключается в транзитном перечислении денежных средств с учетом НДС от потенциальных выгодоприобретателей (экспортеров и заводов-переработчиков) в адрес непосредственных производителей, а также индивидуальных предпринимателей в качестве оплаты за поставку и перевозку сельскохозяйственной продукции, но уже без учета НДС. Следует учесть, что НДС является косвенным налогом (включается в стоимость реализуемой продукции и перекладывается на покупателя), поэтому «площадки» не в состоянии в полном объеме заплатить данный налог, так как стоимость реализуемой продукции при транзитном перечислении денежных средств практически не изменяется, что свидетельствует об убыточности данной деятельности с точки зрения последующего налогообложения.

Вышеуказанное приводит к тому, что потенциальные выгодоприобретатели при закупке сельскохозяйственной продукции у производителей через «площадки» получают необоснованную «скидку» в размере до 10% от стоимости приобретенной продукции (ставка НДС по реализации сельскохозяйственной продукции), которая компенсируется за счет средств федерального бюджета в виде возмещения сумм НДС либо необоснованного увеличения суммы налогового вычета, приводящего к неполной уплате сумм НДС в бюджет.

При этом прямая закупка экспортерами продукции у сельскохозяйственных производителей, являющихся плательщиками НДС, не содержит основания для получения необоснованной «скидки», так как суммы данного налога исчисляются с реализации собственной продукции производителя. Это в большей части приводит к формированию источника для дальнейшего возмещения/вычета сумм НДС. Вместе с тем, доля сельскохозяйственных производителей, применяющих общую систему налогообложения, не превышает 15%, что вынуждает пользоваться услугами «площадок» при закупке продукции у оставшихся 85% производителей, являющихся плательщиками ЕСХН.

Сложившаяся ситуация не позволяет экспортерам, не желающим становится косвенными участниками схемы необоснованного возмещения/вычета НДС, напрямую приобретать продукцию у сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН. Так как «площадки» за счет неполной уплаты налога в бюджет имеют необоснованное конкурентное преимущество и предлагают производителям более выгодные цены, в результате чего большая часть неуплаченного НДС поступает сельскохозяйственным производителям в виде оплаты за продукцию, а оставшаяся часть остается бенефициарам «площадок».

Таким образом, такая система закупок делает экспорт сельскохозяйственной продукции убыточным для бюджета Российской Федерации и позволяет функционировать рынку преимущественно за счет «незапланированных» бюджетных ассигнований.

Примечательно, что экспорт зерновых культур и растительных масел составляет 34% всего рынка реализации сельскохозяйственной продукции. Дополнительный ущерб от использования «площадок» на внутреннем рынке (66% всей реализации) комбикормовыми, маслоэкстракционными, крахмально-паточными и прочими заводами-переработчиками может составлять свыше 100 млрд. рублей в год.

Во многом благодаря активному пресечению данных схем и складывающейся арбитражной практике экспортные компании изъявили желание отказаться от использования услуг «площадок» и перейти на прямые закупки у сельскохозяйственных производителей, применяющих ЕСХН, без учета НДС либо в случае необходимости пользоваться услугами посредников по агентским договорам, выставляющим счета-фактуры только на оказанные агентские услуги. Инициатива по ликвидации института недобросовестных посредников активно поддержана участниками зернового рынка, так как позволяет увеличить доходность как экспортных компаний и заводов – переработчиков, выступающих в качестве основных покупателей, так и сельскохозяйственных производителей за счет перехода на прямые взаимоотношения.

Вышеуказанное привело к тому, что 19.05.2017 двадцатью четырьмя крупнейшими экспортерами зерновых культур и растительных масел подписана Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (www.agrocharter.ru; www.naesp.ru/xartiya.html). Список лиц, подписавших хартию, не ограничивается данными компаниями, является открытым и в настоящее время представлен более 400 организациями, занимающими 80% доли рынка экспорта зерновых культур и 40% доли рынка экспорта растительных масел, произведенных на территории Российской Федерации.

Подписанты Хартии стремятся не получать конкурентное преимущество за счет заключения сомнительных сделок и неуплаты налоговых платежей, а также избегают многоступенчатости процесса перепродажи сельскохозяйственной продукции, формируя нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.

Цель Хартии заключается в том, чтобы, не прибегая к репрессивным контрольным методам и масштабным законодательным изменениям, в рамках действующего законодательства перестроить и «обелить» зерновой рынок, так как существующая система закупки сельскохозяйственного сырья через «площадки» несостоятельна и приводит только к бюджетным потерям.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае, если часть экспортеров продолжит взаимодействие с «площадками», то это приведет лишь к переделу сфер влияния на зерновом рынке и не создаст условия для перехода на прозрачные поставки.

В связи с чем, Контрольное управление считает, что при соблюдении всеми участниками зернового рынка следующих рекомендаций оборот сельскохозяйственной продукции станет прозрачным и позволит минимизировать риск бюджетных потерь:

Продукция, которая продается на рынке без учета НДС, приобретается:

  • по прямым договорам с сельхозпроизводителями, применяющими ЕСХН, без учета НДС (наиболее прозрачный вариант);
  • по агентским договорам с посредниками без учета НДС (наиболее прозрачный вариант);
  • по прямым договорам с посредниками без учета НДС (посредник на УСН).

Продукция, которая продается на рынке с учетом НДС, приобретается:

  • по прямым договорам с сельхозпроизводителями, применяющими ОСНО, при подтверждении статуса сельхозпроизводители и режима налогообложения (наиболее прозрачный вариант);
  • по прямым договорам купли-продажи с учетом НДС между самими экспортерами (переработчиками).

Кроме того, с момента подписания Хартии (19.05.2017) Контрольным управлением проводится мониторинг операций, проводимых по расчетным счетам крупнейших подписантов. В ходе анализа информации, полученной по результатам закупок за июль 2017 года, установлено значительное увеличение прямых прозрачных перечислений экспортерами денежных средств в адрес непосредственных производителей без учета НДС. Вместе с тем, также установлено, что часть денежных средств продолжает перечисляться с учетом НДС в адрес сомнительных организаций, обладающих критериями «площадок», что ставит под угрозу реализацию проекта.

Таким образом, налоговые органы обязаны выступить гарантом реализации проекта по «обелению» зернового рынка, не допуская при этом чрезмерного давления на участников зернового рынка (фирм-экспортеров, заводов-переработчиков и сельскохозяйственных производителей), так как это может сказаться на темпах роста производства и экспорта сельскохозяйственного сырья.

 

 

Сайт Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, на котором отражен текст Хартии и перечень компаний, подписавших хартию